khastasia

Category:

ТЫЖМУЗЫКОВЕД, или О бедном музыковеде замолвите слово

Привет всем. Меня зовут N. и я музыковед. Если вы не знаете, что это за зверь такой, проходите бодрым шагом мимо. Ибо сейчас будет много профессионального нытья.

Музыковед — это моя профессия, призвание, хобби и стиль жизни уже много-много лет. И всё бы ничего, но как и у любой специальности, не входящей в список «Самых денежных-успешных-перспективных-бла-бла-бла по версии ХЕРобс», здесь навалена куча подводных камней. Вроде докучливых стереотипов, которые витают в воздухе подобно известной болезни в турецком гареме. Ну а поскольку культпросвет — наше всё, потешим общественность профессиональными байками, которые так бесят беспокоят несчастного музыковеда.

«Э, ТЫЖМУЗЫКОВЕД!»...

Представим ситуацию 1: музыковеда пригласили по праздничному поводу в изысканное постсоветское общество местного пролетариата. Он ест, пьет, наслаждается жизнью и тёплой компанией. Ровно до того момента, когда местная «тамада» не предлагает послушать музыку. Далее развитие событий может быть следующим:

«Э, ты! Да-да, т, гы-гы. Давай, заводи! В смысле петь не умеешь? Ты ж этА, музыКЭвед! Пади песням вас учили? Э? КАК НЕТ? Шо, ну подпевай тогда? И слов не знаешь?! Тьфу! Держи тогда гитарку, подыграешь. ЧЁ? И ИГРАТЬ НЕ УМЕЕШЬ? Чему вас там вообще тогда учат?!»

Покрасневший, посиневший, позеленевший музыковед, судорожно стискивая куриную ножку, пристыжено блеет что-то о своих научных регалиях за вклад в отечественную библиографию Баха. Честное общество бурлит. Слово за слово, за столом обнаруживается скромный токарь Васька, который спасает ситуацию и начинает налабывать на гитаре популярный мотивчик. Общество воодушевленно подвывает. Вечер спасён!

Ситуация 2. 

Отдых на море. Измотанный интеллектуальной работой труженик музыковедческого фронта тихо коротает дни заслуженного отдыха в приятной компании. Одна беда: новые знакомцы оказываются крупными фанатами отечественного музыкального шоубизнеса.  

Они: ой, а вот Киркорыч с Басковым! Билан-Михайлов-Лобода-бла-бла-бла....

Ты: БЕЛЫЙ ШУМ-ШУМ-ШУМ. ЧТО ВЫ СКАЗАЛИ? КТООО?

Окей. Как вежливый человек ты берешь попку в горсть и стараешься не подать виду, молясь, что твой IQ не покинул тебя окончательно после таких вот «концертов». Знакомцы презрительно переглядываются: «Э, ты ж музыковед вроде, не? Не слушаете такое что-ли, хи-хи-хи? Ой, ну вот, мы тебя просветим»! Просвет длится весь отпуск. С него начинается утро на пляже (привет будке спасателей и переносным магнитолам), он продолжается за обедом в кафе, он выносит твой мозг к едрёне фене весь вечер и растягивается на половину ночи. Короче, курорт живёт и дышит отечественной эстрадой. Фак.

Ситуация 3. 

Все вокруг точно, наверняка, на сто процентов, «зуб даю» как знают, ЧТО ТАМ СЛУШАЕТ ЭТОТ МУЗЫКОВЕД. Только «классику». Много-много «классики». Завтракаешь Моцартом, обедаешь Бетховеном и заужинаешь это всё Шопеном. Ну и Бахом, ясен же пень. Рок, поп, джаз, кантри и фолк — не, мимо! Твой любимый стиль — непременно симфонии и «ЭТА, ПИАНИННАЯ МУЗЫКА» (ну на таких, больших пианинах, они еще на колёсиках по сцене ездят :) ). И вообще, музыковед то ли музыку пишет, то ли на  большой ПИАНИНЕ играет, то ли хер-пойми-чем по жизни занят (последнее — наверняка).  

Товарищи, это не злобный сарказм. Это безысходность. 

В самой дружественной, но не знакомой со спецификой профессии компании тема любой популярной музыки — табу, если на собрании присутствует «живой» взаправдашний музыковед. «Ой, да что мы тут рассуждаем! Тебе ж не интересно это совсем. Куда там им до твоего Вивальди!»...

Если тебя спрашивают «Ну а слушаешь ты что?», реального ответа обычно не ждут. Предпочитают сразу уточнить «Классику всё, да?» и жалостливо пускают слюни над тобой, бедняжкой (словно ты аббат, бесприютно каратающий ночь под дверями борделя). 

На любом академическом концерте или в опере весёлое обсуждение твоих знакомых «попки вооооон того дирижёра» или «того вон пусика-певца» неловко смолкает, стоит тебе промаячить на заднем плане возле WC. Проверено! И вроде ты никогда никого не осуждал, мило улыбался, кивал в такт, с интересом переспрашивал, но...


Однажды я очень спешила на работу (в одно известное место паломничества поклонников академической музыки) и возле вахты зацепилась наушниками за предательский край стола. Старинный белокаменный холл 19 века, сухонькую уборщицу и добродушного дядю-охранника обдало отборнейшим немецким роком. Кое-как засунув шнур наушников обратно в «гнездо», я подняла глаза... и наткнулась на потрясённый взгляд уже-не-добродушного охранника и подозрительную тишину в районе уборщицы. Дядя отмер первым: «Это шо-ж у нас такое уважаемые музыковеды слушают, а-сь?». Я отмерла секундой позже: «Да вот, изучаю симфонии немецкого постмодерна, дядь Петь! Научный интерес». Фух, пронесло. 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic